Се́верный морско́й путь - СМП, до начала XX в. назывался Северо-Восточный проход, главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные российские порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. СМП обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в том числе за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). СМП впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) СМП пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне «Сибиряков». В 1932 создано Главное управление СМП (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация СМП при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.
северный морской путь
Энциклопедический словарь
Большой энциклопедический словарь
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ путь (СМП) (до нач. 20 в. назывался Северо-восточный проход) - главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Сев. Ледовитого ок., соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до бухты Провидения) 5600 км. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек (ввоз топлива, оборудования, продовольствия, вывоз леса, в т. ч. за границу, и др.). Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2-4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). Северный морской путь впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878-79 шведской экспедицией Н. А. Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) Северный морской путь пройден экспедицией О. Ю. Шмидта на судне "Сибиряков". В 1932 было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), в 1971 учреждена Администрация Северного морского пути при Министерстве морского флота, с 1992 при Департаменте морского транспорта Российской Федерации.
Гуманитарный словарь
СЕ́ВЕРНЫЙ МОРСКО́Й ПУТЬ (до нач. 20 в. наз. Сев.-вост. проход) - гл. судоход. магистраль России, соединяет европ., дальневост. порты и устья судоход. рек в единую трансп. систему. Проходит через моря: Баренцево, Карское, Лаптевых, Вост.-Сибирское, Чукотское и Берингово. С. М. П. обслуживают пароходства, полярная авиация, науч.-иссл. ин-ты, гидрометеостанции, речные и мор. порты, гидрографич. и трансп. предприятия.
Уже в 11-13 вв. поморы совершали плавания в этом направлении. О практич. применении такого пути высказался рус. дипломат Дм. Герасимов в 1525. В 16 в. англичанами предпринимались попытки плавания в этих р-нах (Х. Уиллоби, Р. Чанслер, С. Барроу), вплоть до Новой Земли. В 1580 А. Пет и Ч. Джексон смогли проникнуть в юго-зап. ч. Карского моря. Но осн. вклад в открытие и освоение С. М. П. внесли россияне. Сибирские казаки и промышленники отд. участками прошли почти все побережье С. М. П. В 1648 отряды С. Дежнева и Ф. Попова фактически доказали существование мор. прохода из Сев. Ледовитого ок. в Тихий. Бесценный вклад в изучение сев. и вост. р-нов страны внесли Камчатские эксп. Способствовали освоению С. М. П. и теоретич. разработки М. Ломоносова, в частности его догадка о дрейфе льдов с востока на запад в Атлантику. Изучение р-нов С. М. П. способствовали мн. эксп.: В. Чичагова (1764-66), Ф. Розмыслова (1768-69), И. Биллингса - Г. Сарычева (1785-94), П. Анжу и Ф. Врангеля (1820-24), Ф. Литке (1821-24), П. Пахтусова (1832-33), А. Циволько (1837-39), А. Миддендорфа (1842-45). В 1876 организуются Карские эксп. с практич. целью провоза на мир. рынок минер. сырья, леса, с.-х. продукции. До 1919 было сделано 122 карских рейса. Трудности плавания усугублялись отсутствием хорошего навигац. оборудования, ледоколов. В 1878 швед. эксп. Э. Норденшельда (на шхуне "Вега") впервые совершила сквозное плавание по С. М. П. с одной зимовкой у Чукотки. Позднее для исслед. сев. морей работали А. Бунге (1885-86), С. Макаров на первом ледоколе "Ермак" (1899-1901), Э. Толль на шхуне "Заря" (1900-03), Г. Брусилов на шхуне "Св. Анна" (1912-14), В. Русанов на транспорте "Геркулес" (1912-13). Была совершена попытка плавания к Сев. полюсу Г. Седова на судне "Св. Фока", гидрогр. плавания на ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" в 1913, в результате к-рого открыта Сев. Земля. Сквозное плавание с востока на запад с зимовкой совершил Дж. У. Де-Лонг на амер. шхуне "Жаннетта" (1879-81), Ф. Нансен на "Фраме" (1893-96), Р. Амундсен прошел с запада на восток по С. М. П. на судне "Мод" с зимовкой у Таймыра и Чукотки (1918-25).
С 1921 стали действовать сов. Карские эксп., с 1923 - Колымские рейсы. В 1929 начинает строиться порт Игарка на Енисее. В 1932 ледокольный пароход "Сибиряков" во главе с О. Шмидтом впервые прошел из Архангельска до Берингова прол. без зимовки. В 1932 создается Гл. управление С. М. П. В 1930-40-е гг. построены порты Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Для освоения пути продолжали организовываться эксп.: высокоширотная на ледоколе "Садко" под начальством Г. Ушакова (1935), первая станция "Северный полюс", дрейф ледокола "Седов" (1938), перелеты летчиков В. Чкалова, А. Белякова, Г. Байдукова.
Во время 2-й мир. войны по С. М. П. перегоняли дальневост. боевые корабли в Баренцево море, этим путем перевозили жизненно необходимые грузы. В послевоен. годы для совершенствования навигации организуются высокоширотные эксп. "Север" и продолжается орг-ция дрейфующих станций "Северный полюс". Для обслуживания С. М. П. строится атомоход "Ленин", а также атомоходы "Арктика" и "Сибирь", на трассе работают дизель-электроходы типа "Обь". Иссл. по увеличению срока навигации продолжаются, что связано с развивающейся экономикой Крайнего Севера и Зап. Сибири. Научно-практич. рейс совершил атомоход "Арктика" к Сев. полюсу в 1967, протяженность маршрута 3876 миль, поход занял 14 суток.
Лекции О. Ю. Шмидта в «Ледовом лагере». Шарж Ф. П. Решетникова
Иллюстрированный энциклопедический словарь
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) (до начала 20 в. назывался Северо-Восточный проход), главная судоходная магистраль России в Арктике. Проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяет европейские и дальневосточные порты. Длина (от Карских Ворот до Бухты Провидения) 5600 км. Основные порты: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации 2 - 4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). СМП впервые был пройден с запада на восток (с одной зимовкой в пути) в 1878 - 79 шведской экспедицией Н.А.Э. Норденшельда. Впервые за одну навигацию (1932) СМП пройден советской экспедицией О.Ю. Шмидта на судне "Сибиряков".